В Красноярске состоялась презентация его научно-популярного сериала «Древняя История Сибири». 10 серий охватывают период более 20 тыс. лет — со времён древнекаменного века до момента прихода на эту территорию русских первопроходцев и строительства городов на Енисее. Корреспондент «АиФ-Красноярск» пообщалась с режиссером Дмитрием Лазуткиным и узнала, почему у нас так мало делается для сохранения истории для потомков.
20 тысяч лет – миг для истории
Надежда Филатова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Дмитрий, честно говоря, мне до сих пор не понятно, как можно снимать фильм о том, что было 20 тыс. лет назад.
Дмитрий Лазуткин: На камеру (Смеётся). На самом деле, следы древнекаменного века сохранились: кое-что можно реконструировать, что-то лежит в фондах музеев. Наши красноярские археологи показали нам несколько археологических экспериментов. Например, на съёмках мы трижды резали мясо каменными ножами. Неплохо получилось! С позиции сегодняшнего дня это едва ли не единственная возможность действенно показать, как это было. На съёмочной площадке я видел, какими камни получаются после обработки. Внешне не отличить от артефактов, которые хранятся в музеях. Идентичность этих предметов просто поражает. А изготовление первобытной керамики? Это же просто чудо, когда на твоих глазах появляется буквально из ничего горшок. Такой же, какой использовали в неолите. Мы собрали информацию на 10 серий. В этом огромнейшая заслуга главного научного консультанта сериала, археолога Сергея Фокина — кандидата исторических наук, научного сотрудника Красноярского краевого краеведческого музея. Но 10 серий — это лишь физический предел авторов фильма. Информации, материалов, артефактов ушедших времён хватит ещё не на один такой сериал.
— Так какой была жизнь людей здесь, в Сибири, на заре человеческой истории?
— Когда меня спрашивают, какими были люди 20 тыс. лет назад, я всегда говорю: к зеркалу подойдите и посмотрите. Мы ничем не отличаемся от них. 20 тыс. лет — это только миг для истории. Тем более древнекаменный век длился 2 млн лет. Это был первый век в жизни человечества. А люди современного типа появились 30-40 тыс. лет назад.
20 тыс. лет назад уже было домостроение.
А вот верования и обряды того времени современному человеку могут, мягко говоря, показаться странными или даже нелогичными. Например, во времена таштыкской культуры мумифицировали людей. Затем в течение 5-7 лет эту мумию умершего человека кормили, поили, одевали, чинили его одежду. И только потом сжигали. В некоторых племенах умершему отрезали голову и сжигали её отдельно от тела. Нам этого не понять. При этом многие до сих пор думают, что эти люди жили в пещерах. А 20 тыс. лет назад уже было домостроение. Иглу и чумы, которые мы видим сегодня, пришли к нам оттуда. Позже был изобретён лук.
Необычные находки археологов.
Самое главное достижение людей того времени, которое мы потеряли в современной суете, — мы слишком много работаем и очень мало замечаем. Не даём себе возможности подумать, как устроен мир, что в этой жизни правильно, что на самом деле важно. А может быть, важнее всего просто приехать домой и обнять ребёнка?
Связь с предками
— Вы, когда углубились в изучение истории Сибири, почувствовали какую-то особую связь с предками?
— У меня в советском паспорте было написано: русский. Но я давно замечал, что у отца был монгольский прищур. Ну какие же мы русские? Наша национальность всегда называлась «сибиряк». У нас своё, особое отношение к жизни. Ещё сохранилась какая-то общность между тобой сегодняшним и предками, которые жили здесь несколько веков назад.
Особенно остро это чувствуешь, когда приходишь в хранилище музея и можешь потрогать орудия труда, керамику, всё, что было сделано тысячи лет назад. Когда неделями работаешь в тайге или степи, в тяжелейших условиях, невольно думаешь, а как же они тут жили, без мобильных телефонов и других благ цивилизации? Ты сообщил в МЧС свой маршрут, и в крайнем случае тебя найдут. А они какому МЧС жаловались? Эта общность чувствуется не мозгом. Какие-то клетки внутри шевельнутся чуть-чуть — и ты понимаешь: вот оно.
Сказки для взрослых
— На территории края множество древних артефактов, уникальных следов пребывания здесь древнего человека. А почему тогда толпы туристов сюда не едут?
— У меня такое ощущение, что на высшем уровне забыли про историю, решили закопать её глубоко-глубоко. Мы ведём бесконечные споры на тему: «Сталин плох или бог?». А на древнюю историю вообще не обращаем внимания. Для въездного туризма ничего не делаем. Наконец-то начались раскопки в Енисейске. Но мы, например, ничего не сделали, чтобы этот город попал из предварительного списка ЮНЕСКО в основной. А ведь это мировые каталоги. Инфраструктура вообще не подготовлена к встрече туристов: ни транспорта, ни дорог, ни достойных гостиниц. В Красноярском крае только проводят бесконечные круглые столы, семинары, тренинги и прочие разговоры, а реальных дел нет.
Современные люди на древнюю историю вообще не обращают внимания.
Для сравнения, в Хакасии, которую некоторые называют «археологической Меккой», свою историю любят настолько, что на ней зарабатывают. Даже я немного руку приложил к её околонаучным легендам. В 1994 году мы с отчимом певицы Пелагеи Андреем Хановым написали две сказки для одного из фильмов. В 2015 году приезжаю на Сундуки, и экскурсовод безбожно перевирает наш текст. Начинаю рассказывать сказку правильно, по тексту, и тут доносится фраза, которая должна была меня заставить замолчать: «Вообще-то это национальный хакасский фольклор!»
Ищу свой дом
— До каких артефактов вам удалось добраться?
Каменные послания предков.
— Мы снимали в Туве, в степи, в тайге. Четыре раза сходили к Тасеевскому идолу. При этом навигатор всё время приводил нас не туда. Нашли древнее изваяние каким-то природным чутьём, на нюх. Это камень с человеческим ликом. Он был изготовлен в железном веке, но позже подвергся переработке. Для людей того времени этот камень был идолищем, местом поклонения. Он считается самым северным изваянием в Азии. Кстати, к нему сейчас есть туры. Но всех желающих побывать в этом месте хочу предупредить: это тайга, тропинок и дорог там нет. Брести надо через буреломы. Мне было проще, потому что я родился и вырос в таёжном посёлке.
— Посёлок, в котором вы родились, ещё стоит? Не секрет ведь, что десятки деревень уходят в прошлое, становятся историей…
Ученые из РФ нашли кости жившей более 18 тысяч лет назад лошади Оводова- Посёлок Тея ещё держится — это второй по величине населённый пункт в Северо-Енисейском районе. В паспорте моего отца местом рождения обозначена деревня Богодуховка Омской области. При его жизни эта деревня исчезла с лица земли. И меня эта история всегда страшит. А вдруг на месте посёлка Тея не будет ничего? Но пока он живёт. Города не резиновые. Всё равно найдутся те, кто захочет жить поближе к чистой воде, природе, огороду и подальше от режима чёрного неба. Но меня сейчас в деревню не тянет. Атмосфера там уже не та. Родина есть — дома нет. Наверное, я ещё ищу свой дом.
— Тогда расскажите, как режиссёр стал автором «лучшей книги России»?
— Это всего лишь неудавшийся фильм. Два года жизни я посвятил тому, что готовился к 100-летию падения Тунгусского метеорита. Но когда понял, что денег на съёмки нет и фильма не будет никогда, я выложил написанный текст в Интернет. В одном из издательств взяли мой текст, поправили только пунктуацию и сделали книгу. Она есть во многих библиотеках страны и края. В июне книга вышла, а в июле была признана «лучшей книгой России по естествознанию и науке — 2008» по версии Лиги книгоиздателей и Союза журналистов РФ.
Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-02-18-101616