В Перми произошла одна из самых громких за последние годы автокатастроф с участием пассажирского транспорта. По счастливой случайности, никто не погиб под колесами неуправляемого автобуса Daimler- Benz маршрута №67, промчавшегося по шести самым оживленным кварталам города. Причины ДТП определяет комиссия ГУВД.
По предварительной версии, автокатастрофа, в которой пострадали как минимум три пассажира и один пешеход, произошла из-за технической неисправности автобуса.
Не менее насущные вопросы — возмещение многомиллионного ущерба владельцам двадцати пострадавших в аварий-автомобилей — сейчас стоят перед ООО «Эдельвейс», контролирующим маршрут №67, а также перед владельцем автобуса — предпринимателем Сергеем Караевым.
По описанию пассажиров злополучного автобуса, неладное с машиной стало твориться после остановки «Кинотеатр «Октябрь». Пытаясь проскочить на зеленый свет перекресток улиц Комсомольский проспект — Краснова, водитель «дал по газам», после чего только наращивал скорость. Не справившись с управлением, водитель продолжил движение по Компросу и остановился, врезавшись в лестницу возле галереи. По пути автобус, словно танк, протаранил не менее 20 легковых автомобилей. Один пешеход и три пассажира госпитализированы.
«По предварительным данным, причина аварии в том, что у автобуса отказала коробка передач, и заклинило педаль акселератора (газа), — сообщил начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Пермского края Артур Гайнанов. — Всего в ДТП пострадало 20 автомобилей и сам автобус».
По словам Гайнанова, Daimler- Benz 1986 года выпуска проходил техосмотр в августе этого года. Окончательное заключение о состоянии автобуса будет озвучено после проведения управлением ГУВД по Пермскому краю соответствующей экспертизы. «Расследование может продлиться два месяца», — уточнил милиционер. В процессе работы будет осмотрен не только автобус, но и состояние водителя: режим труда и отдыха и его профессиональная подготовка. Как заверил Гайнанов, автобусы других маршрутов проверяться не будут.
Спустя несколько часов после ДТП последовало публичное заявление начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми Алексея Ковыева. Чиновник объявил о том, что мэрия расторгает договор с перевозчиком, допустившим это происшествие, — 000 «Эдельвейс». Кроме того, подконтрольный Ковыеву " департамент направил запросы в ГИБДД, прокуратуру и управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) о проведении проверок технического состояния автобусов маршрута №67, по соблюдению его водителями правил дорожного движения и проведению технического обслуживания машин, поскольку по документам с автопарком все в порядке.
«По результатам следственных мероприятий и по решению суда будет определена степень виновности каждого, от механика до собственника предприятия, кто обязан возместить ущерб пострадавшим от аварии», — подчеркнул Ковыев.
Генеральный директор контролирующего маршрут 000 «Эдельвейс» Павел Ширев утверждает, что автобус в день ДТП был исправен. «Давайте пока не будем делать никаких выводов о том, кто виноват и что будет, — предложил перевозчик. — Сейчас во всем разбираются компетентные специалисты. Надо подождать результатов. Не исключено, что водитель просто перепутал педали».
«Надо внимательно смотреть, кому выдаются лицензии на пас-сажироперевозки, — рассуждает генеральный директор компании «Капитал-оценка» Дмитрий Косажихин. — В Перми по улицам ездит откровенный «автохлам». Эксперты компании оценивают совокупный ущерб от ДТП в 5-6 млн рублей. «Большую часть пострадавших в аварии машин нет смысла ремонтировать, затраты на это превысят стоимость нового автомобиля, — полагает сотрудник «Капитал-оценки» Сергей Кулаков. — Выплаты по ОСАГО составят всего 120 тыс. рублей. Эти деньги будут разделены между участниками ДТП. А значит, пострадавшие получат жалкую компенсацию в 5-6 тыс. Остальным придется рассчитывать на выплаты по -КАСКО».
Юрисконсульт фирмы «Бизнес-консалтинг» Артем Вахрушев убежден, что по непокрытой сумме ущерба необходимо обращаться в суд к владельцу транспортного средства — индивидуальному предпринимателю. Поэтому не исключено, что большая часть исков будет направлена в адрес предпринимателя Сергея Караева, владельца автобуса.
«Первое, что приходит на ум, это компания — собственник автобуса, -согласен с коллегой генеральный директор юридической компании «Шилков и партнеры» Артем Шилков. — Кроме того, необходимо смотреть, какие условия прописаны в договоре, заключенном между администрацией Перми и перевозчиком».
Ковыев утверждает, что по договору с автоперевозчиками департамент обязан контролировать качество перевозок, а за состоянием автобусов должно следить ГИБДД.
Зато директора «Единого союза перевозчиков» Михаила Ухватова удивляет другое. «Почему маршрут №67 получил предприниматель, у которого нет ни одного автобуса?
— удивляется Ухватов. — Для чего создаются такие фирмы-«прокладки», которые только нанимают других предпринимателей — владельцев автобусов?»
Ухватов припомнил, чем закончилось судебное разбирательство по столкновению двух рейсовых автобусов на трассе Пермь — Усть-Качка. Тогда в автокатастрофе, которая произошла осенью 2006 года, погибло четверо, еще четыре пассажира получили тяжелейший вред здоровью. По версии следствия, причиной столкновения рейсовых автобусов стала неисправность рулевого управления автобуса Ман. Главным обвиняемым был признан владелец автобуса, частный предприниматель Андрей Шувалов.
«Родственники погибших в той катастрофе получили по 6 тыс. рублей, а другие пострадавшие пассажиры — по 4 тысячи», — вспоминает Ухватов.
Пока продолжается расследование происшедшего, можно с уверенностью сказать только одно: 23-летний автобус с явными техническими неисправностями каким-то чудом прошел техосмотр в краевом ГИБДД. Сколько стоит это «чудо», пока неизвестно. Не исключено, что ответ на этот вопрос будет найден в процессе расследования.
Пока же количество ДТП с участием пассажирских автобусов, которые ежегодно происходят в Перми и крае, исчисляются десятками. Львиная доля этих аварий происходит по причине технической неисправности автобусов. Аварии эти регулярно заканчиваются так называемыми «крупномасштабными проверками работы автобусов общественного пользования», которые проводятся долго и упорно — вплоть до следующей катастрофы.