Здание Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ)
должно быть построено уже в 2015 году.
Новая галерея расположится совсем рядом со зданием Спасо-Преображенского кафедрального собора, где главный художественный музей Прикамья квартирует сейчас.
После встречи со швейцарским архитектором Петером Цумтором в его мастерской вице- премьер краевого правительства Надежда Кочурова и министр строительства и архитектуры Пермского края Дмитрий Шаповал утвердились в мнении: строить надо только на набережной — на Соборной площади. И разумеется, только с Цумтором.
После доклада своих коллег губернатор Виктор Басаргин утвердил это решение.
Первыми об этом узнали руководители ПГХГ: президент Надежда Беляева и директор Юлия Тавризян.
По словам Надежды Кочуровой, переговоры с Цумтором были достаточно длительными и не очень простыми. В день, когда они происходили 7 ноября в ПГХГ открывалась выставка пермской деревянной скульптуры «Русское святое», и вице-премьер в шутку высказала предположение, что в переговорах им помогали «высшие силы».
Впрочем, в мастерскую архитектора представители Пермского края прибыли уже настроенные позитивно по отношению к Цумтору: перед этим они побывали в Кёльне, где этот архитектор построил музей Кёльнского диоцеза (епархии) «Колумба», и смогли убедиться в его вдумчивом, проникновенном отношении к музейному пространству.
Столь же вдумчиво Цумтор отнёсся к пермскому проекту. По словам Надежды Кочуровой, он искренне увлечён созданием нового «дома» Пермской галереи.
В мастерской Цумтора уже многое посвящено Перми и ПГХГ: стены с пейзажами города, аэрофотосъёмкой и вариантами планировки, рабочие столы, специальный стенд, на котором выставлен макет, изготовленный из полупрозрачного воска.
О проекте галереи архитектор говорит со знанием и искренним энтузиазмом. Цумтор придумал новое здание для ПГХГ в виде корабля, вытянутое вдоль Камы. Для его «инсталляции» в «тело» набережной он не предполагает никаких сложных работ — речь идёт о простой выемке грунта. По поводу близости железной дороги Цумтор рассуждает
философски: «Железная дорога — это как Бог: она есть, и с этим необходимо считаться». В проекте тщательно учтены все особенности ландшафта: перепады высот, железная дорога, близость реки.
Внутри здание представляет собой комплекс выставочных залов (экспозиционных «кварталов») разной высоты — 5, 8, 12 м. Разница высот заполняется техническими помещениями, находящимися сверху, благодаря этому решению полезная площадь не тратится на размещение технических узлов.
Между выставочными зала-ми («кварталами») проходят внутренние «улицы», стены которых тоже можно использовать для размещения экспонатов. Общая площадь
комплекса — 8000 кв. м, площадь экспозиции без учёта «улиц» — 2800 кв. м.
В проекте предусмотрено всё — и дизайн, и освещение. Возможным материалом отделки рассматривается дерево, это, по мнению архитектора, подчёркивает территориальную специфику Перми и корреспондирует с коллекцией Пермской деревянной скульптуры. Некоторые внешние стены «корабля» предполагается сделать прозрачными, что создаст
ощущение присутствия реки Камы в самой экспозиции музея. Особая архитектурная «фишка» — то, что некоторые «улицы» (проще говоря, музейные коридоры) «упираются» в стеклянные стены, и кажется, что ты выходишь прямо к реке!
По словам Надежды Кочуровой, архитектор удивительно бережно отнёсся к ландшафту набережной. Он понял, насколько ценен для Перми «открыточный» вид города со стороны реки.
Новое здание не изменит любимый всеми пермяками «скайлайн», в котором главенствует шпиль кафедрального собора, а ночью прозрачные стены нового музея будут светиться, придавая набережной праздничный вид. Вход в комплекс предполагается разместить со стороны Соборной площади, часть бывшего плаца военного института будет отведена под автостоянку, там же будет находиться технический вход в здание, рассчитанный на доставку больших грузов. В проекте, кроме выставочных площадей, предусмотрены образовательное пространство, сервисы для посетителей и, конечно, система фондохранения. Остались две «мелочи» — обсудить с автором проекта ограничения по стоимости строительства и по его срокам, продиктованные объективными обстоятельствами. По словам Надежды Кочуровой, речь идёт о том, чтобы сдать новый музей «под ключ» к концу 2015 года и уложиться в 1,2 млрд руб. (около 30 млн евро), уже заложенных в краевую инвестиционную программу, утверждённую Законодательным собранием Пермского края. Надежда Кочурова подчёркивает, что в эту сумму входит не только строительство самого здания, но и его технологическая «начинка».
Предложенные ограничения не вызвали принципиального отторжения у Петера Цумтора, озвученная сумма и сроки были оценены им как «напряжённые, но реализуемые».
Сейчас Петеру Цумтору нужен для постоянного сотрудничества музейный куратор высокого уровня, который займётся «подгонкой» архитектурного проекта под экспозицию ПГХГ. Готовый концепт со всеми нюансами и доработками должен быть готов в марте 2013 года.
В статье использованы материалы газеты "Пятница"