Речь идёт о существовании, потому что о жизни в этих трущобах говорить не приходится… Здесь нет центрального отопления, водопровода и канализации. Но это бы ладно. Но нет и нормальных стен, потолков и полов! Стены насквозь прогнили и изъедены грибком, а зимой они промерзают, потому что печки не держат тепла — они никогда не ремонтировались.
Потолки прогибаются и вот-вот упадут на головы.
Подполья большую часть года стоят, полные воды. Сортиры с выгребными ямами находятся прямо в квартирах, поэтому воздух привычно пропитан миазмами. Все дети, живущие в этих домах, находятся на учёте у фтизиатров. Проводка там такая, что не раз вспыхивали пожары, и то, что до сих пор норы эти не сгорели и пока не было человеческих жертв, можно назвать чудом… От полного обрушения здешние стены удерживают только подпорки. Дома, о которых идёт речь, — одни из самых старых в Перми: дата их постройки — 1856 год. Жить в них нельзя. Можно лишь воспринимать эти дома как памятник долготерпению и стоическому духу населяющих их людей. А в памятниках, как известно, жить трудно.
О том, что дома эти аварийные, что их надо срочно расселять, городские власти знают прекрасно. В расселении жильцам никто и не отказывает. Более того, до недавнего времени даже назывались конкретные сроки, когда люди должны были переехать в новые квартиры.
Сначала говорили, что переселение должно произойти до 1 июля 2012 года. Но эта дата прошла, и стала называться новая — 31 декабря того же года. Но и этот день ушёл в прошлое, а жильцы знаменитых трущоб так никуда и не уехали.
Конечно, те, кто мог, позаботились о более сносном жилье собственными силами, в руинах остались прозябать самые незащищённые, слабые люди, преимущественно пенсионеры. Речь идёт всего лишь о 15 квартирах.
Управление жилищных отношений городской администрации утверждает: «На развитие квартала №48, где находятся аварийные дома №75,79,81 по улице Советской, был объявлен аукцион, с победителем которого, компанией «Партнёр», заключён муниципальный контракт. У этой компании были обязательства до 31 декабря 2012 года расселить людей, проживающих в этих домах. Эти обязательства компания не выполнила, поэтому планируется расторгнуть с ней договор. К тому же «Партнёр» сейчас ведёт строительство не на том участке, о котором шла речь в этом договоре. Понимая, что состояние этих домов очень плохое, управление жилищных отношений предложило жильцам этих домов переехать в маневренный фонд до момента предоставления им квартир». Эта-то неопределённость и приводит в отчаяние людей. Легко сказать: «переехать в маневренный фонд». А на какое время? Понятно, что годом или даже двумя годами здесь не обойтись. Сколько же лет предлагается людям обитать во временном жилье, на «птичьих» правах, откладывая настоящую жизнь на неопределённое будущее? Ведь, похоже, пока даже не ясно, какой застройщик возьмёт на себя обязательство переселить людей, с кем городская администрация заключит договор и когда это произойдёт. Да, в городе очень непростая ситуация с ветхим жильём. В соответствующих списках числится 960 строений, из них 278 домов объявлены аварийными. И в каждой из этих развалюх живут люди. И как-то даже неудобно требовать срочного переселения для жителей одного из таких домов, как бы отодвигая остальных. А переселить в одночасье сразу всех городские власти, понятно, не в состоянии.
Среди этих 278 домов есть жилища разного уровня изношенности. Есть такие, которые ещё могут продержаться какое-то время, а есть такие, где нельзя находиться больше ни минуты. Стоит только войти в любой из домов, о которых мы рассказываем, как становится понятно: здесь жить невозможно. Не стоит забывать, что дома эти, скорее всего, одни из самых «пожилых» в этом списке: наверняка среди «претендентов» на снос не так много домов, которые были бы построены в середине позапрошлого века.
Надо принимать во внимание и такое соображение: в данном случае, расселив шесть строений, надо предоставить всего 15 квартир.
Так о каких же сроках идёт речь? В управлении жилищных отношений говорят: «Обнадёживать людей сроками мы не можем. Но ожидание переезда наверняка будет более спокойным, если человек живёт не в аварийном доме, а в маневренном фонде. Хотя мы, конечно, постараемся сделать то, что от нас зависит, чтобы жильцы этих домов переехали в постоянные и достойные квартиры как можно скорее».
В статье использованы материалы газеты «Пятница».