Олимпийский чемпион Александр Лесун вспомнил победный Рио, объяснил, зачем в пятиборье лошади и рассказал об умении договариваться с удачей Лучшие пятиборцы мира встречаются в Лос-Анджелесе, где 22 февраля стартует первый этап Кубка мира. В числе фаворитов — наш олимпийский чемпион Александр Лесун. Незадолго до отъезда Александр был гостем «Российской газеты». По мнению Александра Лесуна (на фото), лошадь придает пятиборью аристократичность. Алексей Филиппов/РИА Новости
Кстати, не так давно Лесун удостоился премии "Серебряная лань", вручаемой лучшим спортсменам по итогам года. Лауреаты награды определялись путем голосования ведущих журналистов страны, среди которых были и представители "РГ". С "лани" и начался наш обстоятельный разговор.
Наш защитник — Пьер де Кубертен
Александр вам вручили уже вторую "Серебряную лань" в вашей карьере. Какая из них ценнее: та, которую вы получили в 2014-м или нынешняя, за 2016 год?
Александр Лесун: Первая "лань" мне была приятней. Только прошли зимние Олимпийские игры в Сочи. И тут неожиданно заметили современное пятиборье. Да, я тогда выиграл все соревнования, в которых участвовал. И все равно было невероятно приятно, что о нас вспомнили. А сейчас — я олимпийский чемпион, мое имя на слуху и все более-менее понятно.
Не задевает то, что о вашем виде спорта пишут не так много, как, скажем, о футболе или хоккее?
Александр Лесун: Меня это сильно огорчает. Но я со своей стороны делаю все, что в моих силах. Показываю высокие результаты, общаюсь. Популяризирую пятиборье, как могу.
Но на московском чемпионате мира зрителей все равно было немного…
Александр Лесун: Между прочим, это были самые посещаемые за четыре года соревнования. Хотя в 2011 году в той же Москве народу собиралось даже побольше. Не знаю, с чем связано.
Помните момент, когда МОК вдруг задумался над тем, стоит ли оставлять ваш вид спорта в программе?
Александр Лесун: Угроза была серьезная, но я чувствовал: пятиборье останется. Во-первых, его придумал сам Пьер де Кубертен. Во-вторых, мы один из видов спорта, который за последние 20 лет совершенно изменил правила. У нас была стрельба по силуэтам, были лошади и тяжелые конкуры по пересеченной местности, что не очень способствовало зрелищности. И вот ради нее у нас все это очень красиво переделали. В принципе для формата Олимпийских игр картинка достаточно неплохая. А потом, когда под эту шумиху с изменениями быстренько и тихо-тихо ввели комбайн, то все вопросы отпали. И еще президента нашей Международной федерации поддержали два олимпийских тяжеловеса — Самаранч — младший и князь Альбер из Монако.
Вы затронули тему изменений в правилах. Стрельба раньше была отдельной дисциплиной, а с изменением правил пришел комбайн — бег со стрельбой из лазерного пистолета. Одно дело — просто стрелять, а другое дело стрелять во время бега. Кому проще? Тем, которые, как вы, выступали по прежним правилам, стреляя из пневматики, или только пришедшим в пятиборье новичкам? Им же в отличие от вас перестраиваться не нужно.
Александр Лесун: Сегодня я вижу, что молодые люди намного быстрее "делают стрельбу" вместе с бегом. Мы-то все-таки классики, привыкли видеть мышку-прорезь, а у них уже совершенно новая методика подготовки лазерной стрельбы. Даже и не смотрят на пистолет, не думают о технике. И как у них это получается, я не понимаю. Но получается, и они попадают явно быстрее. С этим приходится бороться. Правда, обещали изменить правила: уменьшить саму мишень, и тогда стрельба будет более классической.
Может, пора убрать лошадь? Ведь слишком много зависит от нее, непредсказуемой, зависит, и спортсмен с этим ничего не может поделать…
Александр Лесун: Лошадь обязательно нужна. Это придает пятиборью аристократичность, вносит интригу. Считаю, каждый должен уметь договариваться с удачей. Это тоже то умение, которое должно быть у настоящего пятиборца. Я ассоциирую пятиборцев с офицерами. Но именно с теми, которые действительно носят золотые офицерские погоны. Пятиборцы должны уметь договариваться, в данном случае — с конем, а точнее — с фортуной.
Не прошел по здоровью
Знаем, что в свое время вы выступали за юношескую сборную Белоруссии по фехтованию.
Александр Лесун: Было дело.
Значит, вы должны быть одним из самых сильных фехтовальщиков среди пятиборцев.
Александр Лесун: Скромно скажу: так и есть.
И били все рекорды, побеждая чуть не во всех боях. Сколько их?
Александр Лесун: Боев 35: один укол — и победа. Бывало, что удавалось выигрывать почти все. Как-то потерпел лишь четыре поражения. Главное — не делать ошибок. Потому что за минуту боя многие соперники сами ошибаются, и ты просто забираешь свое. Но тут есть и фактор чужой удачи, вдруг кому-то что-то удается.. Но все равно и ее можно минимизировать довести эту удачу до совсем маленького процента, что мы и пытаемся сделать.
Как же вас из Белоруссии отпустили?
Александр Лесун: Из сборной Белоруссии меня попросили по состоянию здоровья.
А что было со здоровьем?
Александр Лесун: Не проходил. Якобы были проблемы с сердцем, которые не позволяли тренироваться. Есть правило, с какими болячками можно выступать, с какими нельзя. И все там сделали официально. Не официально — мешал. Я выбивал из сборной ученика главного тренера. И главный тренер тогда слетал. Потому что он должен иметь ученика в сборной. Человек сделал все возможное, чтобы меня не допустить. Официально по состоянию здоровья. И я приехал сюда, обследовался. Все в порядке. И тренер Хапланов говорит: ты готов, если хочешь, оставайся. И я остался. Потом после 2012-го в федерацию пятиборья Беларуси пришли интересные, умные люди, предлагалось вернуться. Но я не хочу. Мне нравится Белоруссия, мы очень хорошо общаемся с белорусскими пятиборцами. Но я понимаю, что здесь, благодаря своим тренерам я стал тем, кем стал, потому что таких тренеров я больше нигде не найду.
После Олимпиады-2012, вы говорили, что все хорошо, но живете по-прежнему на спортивной базе.
Александр Лесун: Два года назад квартира была получена в Строгино благодаря президенту нашей Федерации пятиборья Вячеславу Марковичу Аминову. Он человек пятиборье понимающий, очень активный. С его приходом добавилось и внимания к спортсменам, и два коммерческих соревнования — Кубок Кремля и Кубок министра обороны, где установлены очень хорошие для нашего вида спорта призовые. Спасибо Аминову — в регионах началось строительство школ по современному пятиборью. До него было 14 школ в 14 регионов, теперь 34, собираются открывать новые, и в Крыму вроде бы тоже. Получается, за четыре года работы Вячеслав Маркович больше чем в два раза увеличил количество регионов, где занимаются современным пятиборьем. Есть школы — есть и резерв. Это наши притоки.
Боль без счастья — мазохизм
Александр, а как вообще приходят в пятиборье?
Александр Лесун: Чаще всего из плавания. Это — самый тяжелый вид, другая техническая субстанция. У нас, в России, есть самарская школа, в нее обычно приходят сразу на пятиборье. Но таких школ раньше было очень мало. В основном приток — из пловцов. Сейчас школ и в мире, и у нас — больше и больше, стали записываться сразу на пятиборье. Затраты не слишком большие: бассейн, стадион или лес: бегай по полям или дорожкам.
А лошадки с манежем?
Александр Лесун: Сначала два вида, потом переходит на троеборье, там уже стреляют. Сегодня пытаемся в регионах создавать такие базы, чтобы было, где ездить.
Насколько затратно заниматься пятиборьем?
Александр Лесун: Сразу не отвечу. Все мои траты в основном берет на себя бюджет. Я не плачу ни копейки. Разве что покупаю сахар для лошадок.
А что и сколько нужно для занятий детям?
Александр Лесун: Все начинается в 12 лет с плавания и бега. Нужны плавки, очки, кроссовки. Потом добавляется стрельба. Фехтование в лучшем случае с 14-15 лет, потому что стойка в этом виде — однобокая и надо укрепить связки, мышцы, вообще весь организм. И только в самую последнюю очередь — конь. Остаются те, кто очень хочет освоить пять видов. Не обязательно, чтобы все были гениями. Просто нравятся наши пять видов, многие доходят до уровня кандидатов в мастера. За четыре года это обычно удается.
Что получает пятиборец, скажем, по сравнению с футболистом? Или это абсолютно несопоставимо?
Александр Лесун: По деньгам — шнурки от ботинок. У нас есть базовая ставка в министерстве спорта. И все.
Ну, сколько за год может заработать топовый пятиборец?
Александр Лесун: Попробую ответить точно. За чемпионаты Европы и мира Международная федерация не платит. Призовые — от нашей России. Если будешь выигрывать все подряд, выходишь на все этапы Кубка мира, два коммерческих старта… Думаю, в лучшем случае самые топовые пятиборцы смогут навыигрывать в год почти тысяч 40 долларов. И которых добрая половина будет приходиться на Кубок Кремля и Кубок министра обороны. Когда берем денежную составляющую, становится грустно по сравнению с футболом.
Не было мысли открыть свою школу? Вас интересует тренерское ремесло?
Александр Лесун: Что значит тренерское ремесло? Есть главный тренер, который отвечает за пятиборье. Но есть и другой, который ходит и ходит за тобой по пятам, засекает время, дает задания, он с тобой каждую минуту. И хотя оба — тренеры, они совсем разные. И, как, показывает практика, чемпионы хорошими тренерами, увы, не становятся.
Что мешает?
Александр Лесун: Не только в пятиборье, во многих видах, спортсмены высокого уровня чаще всего пытаются мерить рубашку по себе. Хотя и понимают, что "план" — я так делал и ты делай так, не срабатывает. Но чем слабее и амбициознее атлет, тем глубже пытается он разобраться в каждом виде, он ищет методику подготовки. Людям же высокого уровня некоторые вещи даются легко. Он сразу понимает, в каком направлении идти. Думаю, что я все-таки бы свалился на примерку рубашек на себя. Естественно, есть исключения. На уровне старшего или главного тренера, я полагаю, у меня бы получилось. В плане организация процесса я, как рыба в воде, знаю, как, что, почему, где и зачем. А ходить по бортику и непосредственно тренировать — не мое.
Сколько у вас тренировок в день?
Александр Лесун: У нас один выходной по воскресеньям. В субботу минимум три вида. А так каждый день мы пытаемся обязательно сделать четыре вида, иногда засовываем и пятый. Задания мне дают мои личные тренеры Хапланов и Федотов. Выходит, тренируемся шесть дней в неделю, и суббота — самая легкая, вторую половина дня отдыхаем. Иногда поближе к соревнованиям в среду можем полдня отдохнуть — сходить в баню.
И выскакивать из этого процесса, жестокого графика уже нельзя?
Александр Лесун: Иногда раз в неделю можно расслабиться. Но все равно ты должен держать себя в форме. Иначе мышцы сразу выходят из тонуса. И мышцы еще полпроблемы: из тонуса выходит голова.
А важно и то и другое.
Александр Лесун: Самое главное, как мне видится, это переключение. У нас очень важно переключаться с вида на вид. И отдаваться виду полностью. Когда фехтуешь, должен фехтовать, а не думать о плавании, в котором ты выступил хорошо или плохо. Есть кусок работы, ты переключился, быстро его выполнил и выкинул из головы. Опять переключился, опять полностью отдался новому виду. Все это отрабатывается именно на тренировках. И если ты не делаешь максимального количества тренировок в день, тогда и переключение тяжело дается. У нас бывали такие ситуации, когда уже конец дня, а человек еще где-то в голове фехтует. Ему уже надо бежать, стрелять, а он все о поражениях своих вспоминает или о победах.
Согласны с расхожим утверждением, что спорт — это боль? Говорят, что в сборной по фигурному катанию психологи этому учат.
Александр Лесун: Я плохо отношусь к психологам. Для меня это человек, который только наблюдает и записывает. Мне кажется, что тут спортсмен либо может, либо нет. И он сам себе лучший психолог. По поводу того, что спорт — это боль, мне ближе выражение, что счастье приходит через боль. Если одна боль — то это мазохизм получается.
Полюбилось мне Рио
С соперниками по соревнованиям общаетесь?
Александр Лесун: Конечно, и очень хорошо. Хотя мой английский оставляет желать лучшего. У нас огромное взаимное уважение, практически не бывает такого, чтобы кто-то кому-то вставлял палки в колеса. Знаю буквально пару человек, с которыми не хотелось бы общаться.
Оригинальные личности встречаются?
Александр Лесун: Что значит, оригинальный? Для меня оригинальный, это когда на турнир приезжает шаман, и весь в перьях…
А бывало такое?
Александр Лесун: В году 2012 раз видел, как с мальчиком приехал тренер. Из какой-то африканской страны. Паренек пробежал быстро, как лань. А этот ходил реально, как шаман со всеми этими висюльками. Думаю: тебя бы только к костру подвести да бубен в руки дать…
С допинг-контролем нашу сборную не допекают?
Александр Лесун: В пятиборье с этим проблем особо нет. Во-первых, у нас такой вид спорта, что употреблять что-то бесполезно. Все изначально довольно чисто. Редко результаты вырастают внезапно. Во-вторых, благодаря тому, что Вячеслав Маркович Аминов занимает пост вице-президента Международной федерации, к нам очень хорошо относятся. Вы знаете, что чемпионат мира в Москве в прошлом году был признан лучшим чемпионатом мира в истории пятиборья? Когда нахлынула вся эта волна негатива, в нашей семье пятиборцев я ничего такого не ощущал.
Вы стали олимпийским чемпионом в Рио-де-Жанейро. Чем запомнились Игры кроме собственно победы?
Александр Лесун: Надо начать с того, что Рио — один из самых любимых моих городов. Впервые я там побывал в 2007 году. Потом, начиная с 2011- го, мы каждый год туда ездили. Первые впечатления от Рио? Это океан, Копакабана, конечно. Второе: база, где мы обычно соревнуемся. Там разминочное поле зеленое, военная база. И рядышком два холма таких зеленых и красивых-красивых. Вообще, во время Олимпиады мы никуда не ездили. Разве что в русский массажный центр. Меня там еще борщом накормили, картошкой с огурчиками, свининой. Такой релакс…
Криминальных историй у вас не было? …
Александр Лесун: Да что взять с пятиборцев? Лично у меня такого не было. Но с другими. Была история с итальянцами, которые очень сильно бегут. Вот у них сперли рюкзаки, так они побежали за бандитами. Это дело увидела полиция: побежали все вместе. Была стрельба, одного вора ранили прямо на месте. Другой уплывал в океан… Второй случай был с казахстанцем. Идет он, разговаривает по телефону, у него на шее золотая цепочка. Подходит к нему местный: нож к горлу приставил, мол, отдавай. А пятиборец этот — парень здоровый и странноватый такой. Он у бразильца нож из рук выбил и пошел на него. И уже злоумышленнику пришлось убегать.
По сравнению с футболистами, доходы пятиборцев — шнурки от ботинок
Кстати, в какой стране пятиборье можно назвать культовым видом спорта?
Александр Лесун: В Венгрии. В последний раз, когда я там был на чемпионате Европы, пришло три тысячи человек. Но, вот что важно: все они знали все тонкости. Действительно фанаты спорта, которым не надо было ничего объяснять, они реально разбирались.
Венгры очень надеются, что Будапешт выиграет право на проведение Олимпиады-2024. Реально продержаться до этого срока?
Александр Лесун: А почему нет? Мне тогда будет уже 36, но ребята постарше обещают, что должно открыться второе дыхание.
На экстрим осталось два года
У вас нереальное количество времени уходит на тренировки. Для хобби пространство остается?
Александр Лесун: Чаще всего нет. А хотелось бы себя побаловать. Вот говорят, книжку можно почитать. Но для меня это и не хобби вовсе.
Это известный факт, что вы много читаете. Что у вас сейчас в качестве настольной книги?
Александр Лесун: "История Российского государства".
Вы же музыкой одно время занимались.
Александр Лесун: Нравится побренчать на гитаре, послушать музыку. Люблю ходить на концерты. Но и это не хобби. Для меня хобби, это монетки собирать, бабочек коллекционировать.
Когда тренируетесь, музыку слушаете?
Александр Лесун: На беге обязательно. И это мой любимый панк-рок. Иногда очень тяжело и надо как-то доставать последнее из себя. Музыка позволяет это делать.
Вы приходится много путешествовать. Получается открывать для себя что-то новое или уже все приелось?
Александр Лесун: Я пытаюсь открывать. Но времени не так уже много. А разгружаться как-то надо. Морально, в первую очередь. Есть несколько вариантов. Можно, например, весь день просидеть перед телевизором… Но, надоест же… Вот я и стараюсь выбираться. Зимой освоил сноуборд, после Олимпиады вот вейк-бордингом увлекся. Это когда цепляешься к катеру и мчишь на доске по воде.
Чувствуется в вас экстремальная жилка…
Александр Лесун: Я просто боюсь, что потом не захочу пробовать. Например, хочу прыгнуть с парашюта. Но вдруг в 33-35 лет я уже не смогу, будет страшно. А в 20 лет много чего не страшно. Понимаю, что на экстрим мне отведено еще года два. А потом все это уйдет. Поэтому вот и развлекаюсь потихоньку.
Досье "РГ"
Александр Лесун родился 1 июля 1988 года в белорусском городе Борисове. За сборную Белоруссии выступал до 2008 года, после чего перебрался в Россию.
В 2010 году выиграл серебряную медаль на чемпионате мира. В следующем году российский пятиборец повторил этот результат, а в мае 2012-го впервые стал чемпионом мира. Второй титул лучшего пятиборца планеты завоевал в Варшаве через два года. На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро Александр установил олимпийский рекорд в фехтовании и занял первое место в общем зачете. По итогам 2016 года был признан лучшим спортсменом года по версии Министерства спорта РФ.
Справка "РГ"
Современное пятиборье (пентатлон) — вид спорта, в котором соревнуются в следующих дисциплинах: конкур, фехтование, стрельба, бег и плавание. В олимпийскую программу пятиборье вошло в 1912 году по инициативе Пьера де Кубертена.
В плавании спортсмены должны преодолеть 200 метров. Фехтовальный турнир проходит по круговой системе (каждый с каждым), причем бой идет до укола. В верховой езде интересный момент заключается в том, что спортсмен "знакомится" с лошадью за 20 минут до выхода на старт. Что касается стрельбы и плавания, с 2009 года они объединены в так называемый комбайн. Спортсмен бежит 3200 метров с четырьмя огневыми рубежами.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Источник: http://rg.ru/2017/02/20/lesun-po-sravneniiu-s-futbolom-dohody-v-piatibore-shnurki-ot-botinok.html